Советы логопеда родителям неговорящих детей
Советы логопеда родителям неговорящих детей
«Участие в домашних делах, поддержание порядка». Важно не ограничивать ребенка от домашних дел, считая, что он не говорит и/или не понимает, а следовательно выполнить ничего не может.
Для формирования обобщающей функции мышления, закрепления обобщающих понятий советуем игрушки ребенка разложить в красивые цветные коробки: в отдельную коробку — животных, в отдельную — посуду и т. п. Приучайте ребенка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту — машинки». Поощряйте ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После того, как ребенок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку — самые высокие бруски; в другую — самые маленькие кубики, в третью — самые толстые цилиндры и т. д.).
Покажите ребенку две коробки: большую и маленькую. Договоритесь с ребенком, где будут храниться эти коробочки, объясните, что вы будете собирать в них «клад». «Кладом» станут все вещи, найденные вами или ребенком, лежащие не на своих местах. Большие вещи будут складываться в большую коробку, маленькие — в маленькую. Этот игровой прием поможет не только приучить ребенка к поддержанию порядка в доме, но и позволит практически усвоить понятия «больше» — «меньше», повлияет на развитие регулирующей и планирующей функций речи.
Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т. д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием — пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно — позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т. п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.
Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить — варить — печь; кипятить, чистить, солить и т. д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху — что готовится на кухне.
Если в семье есть младший ребенок, то привлекайте неговорящего ребенка к пению ему колыбельных песен с повторяющимися элементами: баю-баю, люли-люли и т. д.
Безречевые дети часто не могут контролировать, планировать свою деятельность, у них не развита регулирующая функция речи. Родителям целесообразно на невербальном материале учить ребенка планированию. Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за вами эти простые слова.
«Игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.
Статья составлена на основе: М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий»
Сентябрь 2019 г.
Учитель-логопед Мельник Н.В.
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Руководство. Педагогический коллектив.
- Наставничество
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Образовательные стандарты
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Детям - дистанционно
- Делимся опытом
- Логопед
- Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста:
- Коррекционно-развивающая среда в домашних условиях
- Преодоление нарушений слоговой структуры слова
- Режим дня неговорящего ребенка. Семейные традиции
- Советы логопеда родителям неговорящих детей
- Совместные прогулки с ребенком. Посещение культурных мероприятий
- Полезная информация
- Педагог-Психолог
- Медсестра
- Инструктор по физической культуре
- Хореограф
- Воспитатели младших групп
- Воспитатели средней группы
- Воспитатели старшей группы
- Воспитатели подготовительной группы
- Музыкальный руководитель
- Логопед
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
- Обратная связь
- УЗНАТЬ СВОЮ ОЧЕРЕДЬ
- РЕГИСТРАЦИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ (электронные услуги в сфере образования)
- Прием в 1 класс
- Безопасность
- Логопункт
- Государственная услуга
- Прием в детский сад
- Работа с детьми с ОВЗ
- Сведения о зачисленных детях
- Консультативный пункт
- Специальная оценка условий труда
- ВСОКО
- Организация питания воспитанников
Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8 800 2000 122